Алгоритм счастья[1]

Фантастический рассказ

 

- Пойдем, посмотрим на звезды, - сказала Лена своему возлюбленному, и Марат последовал за ней на балкон сто семнадцатого этажа.

          Отсюда открывался вид на верхушки соседних, более низкорослых зданий, расцвеченные неоновыми огнями, и на ночное небо, усеянное россыпями звезд и искусственных спутников, перечерченное огненными шлейфами ракет, взлетающих с космодрома. Лене нравилось стоять на балконе и смотреть на все на это своими большими бархатными глазами, в которых отражались, как в глубоких колодцах, и огни рекламы, и звездное небо, и равнодушное лицо Марата.

Он не разделял ее увлеченности этими картинами, он не видел ничего чудесного в звездах на небе, простирающих к Земле сквозь миллионы световых лет свои холодные лучи, ни в светящихся в темноте газовых выбросах из ракетных двигателей, которые полыхали над городом розовым и ядовито-зеленым оттенками, ни, тем более, в неоновой рекламе. Но он любил Лену, а она любила смотреть на ночное небо.

          Вот и сейчас она, сжав в руках широкую ладонь Марата и положив голову ему на плечо, смотрит молча на эти непостижимые для него красоты, и думает о чем-то своем, о чем он не имеет ни малейшего представления. Марат молчит, он знает, что ничего, подходящего к случаю, сказать не сможет, а только испортит “очарование мгновения”. Впрочем, что это такое, ему тоже неведомо. Вот и приходится молча стоять и ждать, пока Лена насмотрится и намечтается. “Пустая трата времени”, подумал Марат, “этак мы до полуночи не успеем поужинать, а мне завтра на работу”.

          - Лен, а Лен? Пойдем, поедим, в животе бурчит, - сказал он, как мог, мягче и ласковее.

          - “Душа хотела б быть звездой…”, - мечтательно произнесла она, глядя в темноту.

Еще мгновение Лена стояла на балконе, потом резко повернулась и вошла в квартиру. Марат последовал за ней, предвкушая плотскую радость насыщения желудка, которую он предпочитал другим радостям этого мира, за исключением любви к женщине.

          - Марат, ну почему ты такой прозаик? – спросила Лена, зажигая свечи, купленные в антикварном магазине.

          - Почему же прозаик? – возразил Марат, с интересом разглядывая горящую свечу, которую ему доводилось видеть впервые. – Вот влюбился же в такую старомодную девушку, как ты, а мог бы не влюбиться.

          - Ну и не влюблялся бы. Тебе же лучше было, - прошептала Лена, но так тихо, что Марат не услышал.

          - Что ты сказала?

          - Ужин готов, вот, - она поставила на стол пластиковые тарелки со снедью.

          Марат взял свою тарелку за край и привычным движением отделил пластокерамический ободок, который у него в руках превратился в нож и вилку.

          - Нет, подожди, - сказала Лена.

          Она достала откуда-то небольшой ящичек темного дерева, который сам по себе представлял большую редкость, так как от естественных материалов давно уже отказались. Из ящичка Лена вытащила серебряные ножи и вилки и положила их на стол. Они тускло блестели, отражая пламя свечей.

          - Не знал, что у тебя такое есть. Это что, из металла?

          - Из серебра.

          - Наверное, стоит кучу денег. Где ты их достала?

          Лена улыбнулась:

          - Секрет.

          - Вечно у тебя секреты. Не хочешь говорить, ну и ладно.

          - Хорошо, скажу. У друзей одолжила. Всего на один вечер.

          - Это что же, для меня специально?

          - Да.

          Марат соорудил на лице неопределенную мину. Вряд ли он сам понял, что хотел изобразить: удивление, благодарность, пренебрежение или недовольство. Наконец, он взял непривычно тяжелые предметы в руки, повертел их немного и начал есть. Лена улыбнулась и тоже принялась за еду, поглядывая временами на Марата и на то, как он стремительно расправлялся со своей порцией.

          Напрасно она ожидала похвалы в свой адрес. Отличить домашнюю стряпню от заказа, полученного через экспресс-доставку, Марат был не в состоянии. Тем не менее, он съел все, что было на тарелке, облизнулся и маслеными глазами посмотрел на Лену. За непродолжительное время их знакомства девушка хорошо разобралась в прямолинейной натуре своего приятеля.

          - Маратик, что-то я наелась сегодня. Не хочешь доесть?

          - А ты точно не будешь? – спросил Марат для проформы.

          - Нет-нет, бери.

          Он не заставил себя упрашивать и сгреб почти нетронутую Ленину порцию себе на тарелку. С аппетитом умяв и добавку, Марат развалился на старомодном, но вполне комфортном кресле в ожидании, пока Лена принесет чай, приготовленный по старинке в керамическом чайнике. Он чувствовал себя у Лены как дома, все здесь было таким уютным, несмотря на некоторую необычность обстановки. Конечно, Лена – замечательная девушка, из нее получится образцовая жена, а это в наше время большая редкость. Так что вполне можно ей простить эти закидоны с любованием ночным небом и прочую ерунду.

          Они пили чай из маленьких фарфоровых чашечек, потом играли в какую-то игру, где надо было бросать кости и двигать фишки, Марат не особенно вникал в правила игры, да и после сытного ужина его клонило в сон. Потом Лена постелила постель, и незаметно наступило утро. Марат побрился, надел свой костюм и, поцелованный в щеку, исчез за дверью с обещанием “позвонить во вторник”.

          Оставшись одна, Лена прибралась в квартире, затем подошла к экрану визифона, щелкнула кнопкой, чтобы отключить изображение, и набрала чей-то номер. Когда загорелся зеленый огонек, означавший, что связь установлена, Лена сказала всего два слова:

          - Макс, приезжай.

          Полчаса спустя она вышла из дома в сопровождении элегантного молодого человека, который держал ее под руку и пропустил вперед, проходя через двери.

@@@

          Они гуляли весь день. Сначала отправились в парк старинных аттракционов и катались на карусели и чертовом колесе, и на гигантских качелях, ели мороженое, бегали в мешках и весело перешучивались с клоуном. Посетителей почти не было, к удовольствию Лены, которая стеснялась появляться в старинном парке в своих модных брюках-“текучках”, меняющих форму при ходьбе. Но старинные вещи было трудно достать, и стоили они гораздо дороже, чем ультрасовременный ликвид-дизайн. Впечатление от парка немного испортил служащий у входа, который невесело сообщил, что аттракционы скоро закроют, как и симпатичное кафе “ХХ век”, где они с Максом выпили по чашечке кофе и поболтали о разных пустяках.

          Потом они пообедали в ресторане “У Калиты”, где была традиционная русская кухня, и отправились на прогулку по реке. Вообще говоря, реки как таковой давно не существовало, ее русло было скрыто где-то в недрах городской канализации, но на высоте тридцатиэтажного дома проходила лента-транспортер из полупрозрачного голубого пластика, по которой можно было перемещаться только на аэромобилях в форме весельных лодок. Взяв “лодку” напрокат на станции обслуживания, Макс посадил в нее Лену, оттолкнулся от “берега” и сел рядом.

          Большинство “лодок” плыли “вниз по течению”, но Макс сказал, что плыть “вверх” куда как интереснее. Он сел на весла и сделал несколько энергичных гребков, упираясь лопастями в пластик, хотя достаточно было просто покачать веслами, чтобы двигатель аэромобиля начал работать, и “лодка” поплыла бы против движения ленты транспортера. Так они катались по “реке”, и, пока длилась прогулка, Макс рассказывал о сочных зеленых берегах, живописных холмах и рощах, и стоящих на берегу замках, старинных каменных постройках, тяжеловесных, но красивых. Он говорил так проникновенно, что нарисованные им картины и в самом деле проплывали перед мысленным взором Лены.

          А потом они гуляли в лесопарке, единственном месте в городе, где сохранились настоящие деревья, и беседовали об искусстве, литературе и поэзии, живописи и архитектуре. Но разговаривать было трудно – слишком шумно, множество народу собиралось здесь каждый день, особенно вечером, и тысячеголосый рокот толпы забивал уши как плотной ватой, мешая слушать собеседника. К тому же еще эта современная музыка, играющая на каждом углу – резкие, диссонирующие звуки, которые непостижимым образом сплетаются в ритмичную комбинацию. Этот ритм навязчиво врывается в мозг, заставляет тебя погасить все прочие порывы, кроме желания отдаться музыке целиком, слушать и слушать ее без остановки.

          Лена боялась музыки и людей, которые танцевали прямо на улице, как это было принято. Она старалась скорее уйти из тех мест, где играл стрит-денс, хотя остатки мотива еще звучали какое-то время в мозгу, упорно не желая отступать, как налипшая на подошву жвачка, которую так трудно отскрести. Покинув парк, они с Максом какое-то время еще гуляли по пустым безликим улицам нижнего яруса. “Наверное, все. Пора домой”, с сожалением подумала Лена, и в этот момент Макс предложил зайти в одно местечко, где можно немного посидеть и отдохнуть.

          Они вошли в дверь без вывески, которая открывалась старинным способом, вращаясь на петлях, а не уползала в стенной паз, как все современные двери. Внутри в небольшом плохо освещенном помещении они увидели пожилого человека, сидевшего на стуле и читавшего газету. Макс кивнул ему, как старому знакомому, и тот, оторвавшись от газеты, кивнул в ответ и произнес мягким добрым голосом:

          - Скамейка №3, проходите, пожалуйста.

          Они вошли в другую комнату, совсем темную и пустую, только в середине стояла простая скамейка вроде тех, что раньше были в парках. При слабом свете, проникавшем сквозь отодвинутую портьеру из предыдущей комнаты, ничего нельзя было разглядеть, кроме этой скамейки. Они сели, портьера задвинулась, и на мгновение все погрузилось во мрак, но затем комната вновь осветилась.

          Они оказались в лесу. Трава под ногами, словно покрытая изморозью, луна в небе, отбрасывающая отсветы на грузные облака, едва заметно выделяющиеся темными громадами на темно-синем небосводе. Черные ветви деревьев, политые серебряным лунным светом, сплетались вокруг в странный узор. И приятное мелодичное пение невидимых птиц, ночных менестрелей, гармонично дополняло эту картину.

Легкий ветерок едва ощутимо коснулся нежной кожи, и все же заставил Лену поежиться. Макс накинул на ее худые плечи свой пиджак.

- Кто это поет? – спросила Лена.

- Соловьи.

- Говорят, этих птиц ни одной не осталось?

- Вот видишь, остались. Сейчас они поют для нас. Слушай.

Они сидели и слушали. Потом Макс прошептал:

- Ночь в лесу, соловьи. Разве это не прекрасно?

Тихая, темная ночь,

Трепетно светит луна;

Сладки уста красоты

В тихую звездную ночь.

Друг мой! В сиянье ночном

Как мне печаль превозмочь?..

Ты же светла, как любовь,

В тихую, звездную ночь.

- Как красиво, – сказала Лена.

- Хочешь, я еще почитаю?

- Да.

И он читал стихи, сопровождаемый нежными трелями соловьев, а она слушала. Казалось, это будет длиться вечность. Но вот он прервался, немного помолчал, а потом сказал:

- Знаешь, я хочу сказать тебе что-то очень важное. Я люблю тебя.

Лена закрыла глаза, ожидая поцелуя. Но ничего не произошло, только смолкли звуки леса, а когда она открыла глаза, то не увидела ни луны, ни ветвей, ни травы, только все ту же пустую комнату и желтую полосу света из-за портьеры.

- Прости, Лена, но ты ведь помнишь наш уговор? Только платонические чувства, по-другому я не могу.

- Да-да, я помню, - прошептала Лена.

Они молча сидели, им не хотелось уходить. Наконец Макс спросил:

- Правда, это было чудесно?

- Да, это было восхитительно.

- Тогда пойдем, я провожу тебя.

@@@

          Разговор с коллегой по работе не давал Марату покоя, когда он возвращался домой. Перешагивая с эскалатора на пневмодорожку, с дорожки на площадку лифта, Марат вспоминал подробности этого разговора, состоявшего в обмене электронными сообщениями по корпоративной сети.

          “Ну, как тебе новость, М.?”, спросил Юрген, один из товарищей Марата, рассказав об очередном достижении современной науки. Юрген обладал особым талантом, просматривая новости, выловить в огромном информационном потоке наиболее занятное сообщение.

          “Что за чушь! И охота некоторым тратить деньги на подобную ерунду”, отреагировал Марат.

          “Полностью с тобой согласен. Впрочем, я думал, может твоей подружке это покажется интересным”, сказал Юрген.

          “С какой стати?”

          “Да вроде ты говорил, что она у тебя со странностями”.

          Размышляя над словами Юргена, Марат подошел к дверям Лениной квартиры, и только тут сообразил, что на сегодня у них не запланировано свидание. Он было развернулся, чтобы отправиться домой, как вдруг из лифта вышли двое и остановились, завидев его.

          - Привет, Марат, - робко сказала Лена. – Познакомься, это Макс.

          Вместо приветствия Марат уставился на Макса немигающим взглядом.

          - Что за черт? – сказал он, подойдя вплотную к нему.

          Перед Маратом стояла его точная копия, они походили друг на друга как близнецы. Одного роста и телосложения, лицо – как отражение в зеркале. Даже одеты практически одинаково. Прищурившись, Марат всматривался в черты лица своего визави так пристально, как будто взгляд его обладал свойствами рентгеновского луча.

          - Да это же робот! – воскликнул он и толкнул Макса ладонью в грудь.

          Тот пошатнулся и пробормотал что-то.

          - Где ты его достала? – спросил Марат у Лены. – Он же стоит кучу денег, а?

Не дождавшись ответа, он грозно надвинулся на робота. Так вот он какой, электронный ловелас. Об этом и рассказывал сегодня Юрген, дескать, разработана программа, которая реализует поведение романтического влюбленного, и этой программой оснащаются особые модели андроидов, якобы, очень популярно среди любителей старины.

          - Повернись! – рявкнул Марат.

          Макс послушно выполнил его указание, тогда Марат стремительным движением руки вскрыл какую-то панель на затылке двойника и щелкнул тумблером. Макс стоял неподвижно, как статуя.

          - Вот и все, - сказал Марат, потом обернулся к Лене. - Какого черта ты гуляешь с роботом? Тебе что, одного меня не хватает? Зачем тебе эта игрушка?

          - Тебе не понять, - мрачно ответила Лена, хмурясь и глядя в пол.

          - То есть, как это? Ну-ка, объясни, я хочу знать, в чем дело.

          - В чем дело? Ты спрашиваешь, в чем дело? – Лена неожиданно взорвалась. – А дело в том, что мне опротивел весь этот мир, понимаешь? Вы все, вы забыли, что такое настоящая жизнь, что значит любить и ненавидеть, вы не понимаете, что такое красота, и что такое романтика. Вы едите синтезированную пищу, живете в одинаковых, как соты, квартирах, вы потребляете эрзац-культуру, и ваши чувства – тоже эрзац, подделка. Вы все ходите на работу, одинаково одетые, одинаково подстриженные, вы живете по четкому распорядку каждый день, каждую неделю, год за годом. Всю жизнь вы расписали по пунктам, и самое страшное для вас – отступить от выработанного однажды плана. Вы живете запрограммированные, как заводные игрушки, как роботы, живете по алгоритму. Я даже не знаю, кто больше робот – ты или он!

          Марат молчал, потрясенный речью Лены. Потом сказал:

          - В таком случае, ты должна выбрать одного из нас.

          - В таком случае, я выбираю его.

          Лена подошла к Максу, включила тумблер и закрыла панель на затылке. Она ласково провела рукой по синтетическим волосам, покрывающим синтетическую кожу, под которой скрывался механизм из полиметаллических сплавов и хитроумная электроника. Очень сложная машина, управляемая компьютерной программой, алгоритмической и безупречно логичной.

          А звезды между тем на них сводили

Таинственный и сумрачный свой свет…

          - Пойдем, посмотрим на звезды, - сказал робот.

 

(с) Олег Макушкин, 2002


Сайт создан в системе uCoz